Де́мон (греч. δαίμων, «божество, дух, гений») — в древнегреческой мифологии — сверхъестественное существо, божество обычно низшего порядка, дух, который может обладать как положительными, так и отрицательными качествами. В христианской традиции обозначал беса, злого духа.
В науке «демоном» часто называют вымышленное существо, выступающее в мысленном эксперименте. См. напр. демон Максвелла, демон Лапласа и др.
Сократ именовал демоном некий голос, звучащий у него в голове, с которым он вел беседы. Сократ не отрицал, что, возможно, таким образом он разговаривает сам с собой.
Драко́н(от лат. draco, от греч. δράκων) — одно из наиболее распространенных мифологических существ — крылатый змей, представлявший однако сочетания элементов других животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или наподобие летучей мыши; иногда образ включал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа драконa относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковыe уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе драконa соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально мифологический образ драконa был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.).
Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (ср. например Змей Горыныч). Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал. Дракон считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было только убив его (в германском мифе о Сигурде или Зигфриде и др.).
Образ драконa характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, но представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии и Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так наз. ирригационные, или гидравлические общества), благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более ранних времён культ водоёмов, связывавшийся с драконом.
Связь дракона с водой, урожаем и плодородием иногда вторично осмысляется таким образом, что дракон выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; ср. также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон, осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконe—летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.). Но несмотря на то, что дракон был также образом водной стихии, он часто представлялся огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня).
Общим для всех мифологий, в которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его убийстве героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище или похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира (Иллуянка, ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея Ямата-но ороти).
Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом (змеем, ср. например Аполлона-Сауроктона) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства).
Дальнейшее использование фантастического образа драконa (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ драконa в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (ср. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконe на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа драконa в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).
Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.
Серебряные Драконы очень добры и готовы помочь всем и вся. Их можно найти по всему миру, потому что они, подобно Золотым Драконам, часто принимают облик людей или животных, и путешествуют. Они ценят дружбу и нередко сохраняют принятый облик многие годы, лишь бы не оставлять друзей. Их дом — это облака или самые высокие горные пики, где силой своей магии они создают прекрасные дворцы. Они редко вступают в сражения, но если их друг или более слабое существо в опасности, то будут защищать его до смерти. Серебряные Драконы могут уничтожить врага облаком холода или парализующего газа. Очень сильны в магии и даже создают свои магические книги.
Эльфы (самоназвание квенди — англ. Quendi)— в произведениях Дж. Р. Р. Толкина — один из свободных народов Средиземья, старшие дети Илуватара, Перворождённые, сотворённые Илуватаром вместе с людьми в третьей теме Музыки Айнур.
Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ Арды. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. Они никогда не спят, а чтобы отдохнуть, грезят наяву. Кроме того, они умеют общаться мысленно, без слов (по некоторым сведениям, однако, этим умением обладают только эльдар). Более всего эльфы почитают воды Ульмо и звёзды Варды, под которыми родились. Они жадно стремятся к знаниям и со временем достигли великой мудрости.Содержание [убрать]
1 История
1.1 Пробуждение эльфов
1.2 Разделение эльфов
1.3 Важнейшие даты
1.3.1 Первая эпоха
1.3.2 Вторая эпоха
1.3.3 Третья Эпоха
2 Отношение к людям
3 Отношение к гномам
4 Жизнь эльфов
История
Пробуждение эльфов
Эльфы пробудились на берегах озера Куивиэнэн, когда в Арде ещё не было Солнца, но уже были звёзды. Первыми их обнаружили Оромэ и Мелькор. Последний похитил нескольких эльфов и вывел из них орков.
«Но о несчастных, которых заманил в ловушку Мелькор, доподлинно не известно ничего. Ибо кто из живущих спускался в подземелья Утумно или постиг тьму замыслов Мелькора? Однако мудрые в Эрессеа почитают истиной, что все те из Квенди, которые попали в руки Мелькора прежде, чем пала крепость Утумно, были заключены там в темницу, и медленными жестокими пытками были они извращены и порабощены; и так вывел Мелькор отвратительное племя Орков — из зависти к Эльфам и в насмешку над ними; и не стало позднее более жестоких врагов Эльфам, чем они. Ибо Орки были живыми и умножались, подобно Детям Илуватара, но ничто, живущее собственной жизнью или имеющее видимость жизни никогда после своего мятежа в Предначальные времена Музыки Айнур не мог создать Мелькор: так говорят мудрые. И глубоко в сердцах своих Орки ненавидели Господина своего, которому служили из страха. Может статься, это деяние — самое низкое из свершенных Мелькором, и более прочих ненавистно Илуватару». «Квента Сильмариллион».
Разделение эльфов
Ещё в Предначальную эпоху эльфы разделились на эльдар — тех, кто совершил Великий поход и достиг Амана, — и авари, отринувших Зов валар и оставшихся в Средиземье.
Квенди
(все эльфы)
⇓
___________________________________________________________________________________
⇓ ⇓
Эльдар Авари
Совершившие Великий поход Оставшиеся в Средиземье
________________________|_______________________ ⇓
⇓ ⇓ ⇓ Лесные Эльфы
Ваниары Нолдоры Телери ⇓
(Светлые эльфы) (Потаённые эльфы) ⇓ Галадримы
___________________________________________________ ⇓
⇓ ⇓ ⇓ ⇓
Эглат Синдары Нандоры Фалмары ⇒ Гвайт-и-Мирдайн
(Сумеречные Эльфы) ⇓ (Морские Эльфы)
Лаиквенди
В Первую эпоху Средиземья эльфы были могущественны настолько, что на равных сражались с Мелькором-Морготом и его приспешниками в Белерианде. Но со временем их влияние на судьбы Средиземья ослабло, и в конце Третьей эпохи практически все эльфы покинули Средиземье, отправившись в Аман.
Важнейшие даты
Первая эпоха
1 год — Пробуждение людей. Гибель Феанора. Финголфин становится верховным владыкой нолдоров в Белерианде
51 — Ульмо является во сне Финроду и Тургону. Финрод начинает строить Нарготронд
60 — Битва Дагор Аглареб. Начало осады Ангбанда
104 — Завершение строительства Гондолина
260 — Первое появление Глаурунга на поле брани
306 — Рождение Маэглина
310 — Финрод встречает аданов в Оссирианде
455 — Битва Дагор Браголлах. Смерть Хадора и Финголфина. Конец осады Ангбанда. Фингон становится верховным владыкой нолдоров
465 — Берен встречает Лютиэн. Рождение Турина
466 — Тингол поручает Берену добыть Сильмарил
496 — Разорение Нарготронда. Туор приходит в Гондолин
500 — Турин берет в жены Ниэнор
505 — Разорение Менегрота. Смерть Тингола. Верен отбирает у гномов Наугламир
511 год — Падение Гондолина. Смерть Тургона и Маэглина. Туор и Эарендил укрываются в Гаванях Сириона. Гил-Гэлад становится верховным владыкой нолдоров
Ок. 600 года — [Война Гнева|Великая Битва. Изгнание Моргота. Разрушение Белерианда. Нолдоры уплывают за Море. Конец Первой эпохи
Вторая эпоха
1 — Основание Линдона и Серебристых Гаваней
около 500 года — Саурон возвращается в Средиземье
Ок. 1500 — Гвайт-и-Мирдайн начинают ковать Кольца Власти
Ок. 1590 — Выкованы три эльфийских кольца
Ок. 1600 — Саурон выковывает Кольцо Всевластья и завершает строительство Барад-дура
1693 — Начало войны эльфов с Сауроном
1697 — Разорение Эрегиона. Смерть Келебримбора. Основание Имладриса
3310 — Ар-Фаразон начинает готовиться к вторжению в Валинор
3319 — Падение Нуменора. Элендил и его сыновья высаживаются в Средиземье
3441 — Гибель Элендила и Гил-Гэлада. Низвержение Саурона. Исилдур забирает Кольцо Всевластья. Конец Второй эпохи
Третья Эпоха
2 — смерть Исилдура, Кольцо Всевластия теряется
241 — Рождение Арвен, дочери Элронда
около 1300 — Появление назгулов. Главарь назгулов становится правителем Ангмара
1975 — Гибель Арведуи, последнего короля Арнора
2463 — Учреждение Светлого Совета. Смеагол-Голлум завладевает Кольцом Всевластья
2850 — Гэндальф Серый проникает в Дол-Гулдур и узнает, что Некромант на самом деле — Саурон
2931 — Рождение Арагорна, сына Араторна
2942 — Саурон тайно возвращается в Мордор
2951 — Встреча Арагорна и Арвен
около 3000 — Саруман заглядывает в палантир Ортханка и становится рабом Саурона
3018-3019 — Война Кольца, Арагорн становится королём Гондора и именуется Элессаром (надеждой эльфов), брак между Арвен и Арагорном — третий (последний) брак между эльдарами и эдайнами.
3021 год — Гэндальф, Элронд и Галадриэль уплывают за Море. Конец Третьей эпохи
Отношение к людям
К людям эльфы относятся двойственно. В Первую эпоху они радушно приняли эдайн и вастаков, однако после предательства вастаков в битве Нирнаэт Арноэдиад сохранили дружбу только с эдайн и их потомками. Известны три брака между эльфами и людьми (точнее, между эльдар и эдайн) — Лучиень Тинувиель и Берен, Идриль и Туор, Арвен и Арагорн.
Люди были вторыми сынами Эру и эльфы всегда считали их младшими братьями и стараись помогать им во всём. Эльфы знали что рано или позно наступит их закат, они уйдут из Арды и наступит Эпоха людей. Многие эльфы завидовали так назваемому «дару Илуватара» — смерти, главному отличию между эльфами и людьми. Люди, в свою очередь, всегда завидовали бессмертию эльфов и страшились собственной смерти. Поэтому валары подарили эдайнам жизнь более долгую, чем остальным людям, в знак благодарности за их участие в борьбе с Морготом, они так же подарили им остров Нуменор, где эдайны создали новое королевство, однако им строго запрещалось плыть на запад от него — к берегам Валинора.
Со временем Нуменор поддался искушению Саурона, солгавшему что бессметрие эльфов даётся землями Валинора, и что эльдары именно поэтому не дают людям плыть на Запад.
«Наконец Ар-Фаразон поддался уговорам Саурона, дни его близились к концу, и страх перед смертью затмевал разум. Он накопил столько оружия, сколько ещё не видел мир, и когда всё было готово, велел трубить сбор и отплыл на запад. Он нарушил Завет и решил силой добыть бессмертие, сразившись с Владетелем Запада. Но когда Ар-Фаразон ступил на Благословенный Берег, Валар, отрекшись от своего опекунства, обратились к Единому и мир мгновенно переменился. Нуменор погиб, поглощённый пучиною моря, а Земля Бессмертных отодвинулась так далеко к краю земли, что никто более не мог её разглядеть. Так погибло славное королевство Нуменор.» «Хроники Королей и Правителей»
Однако Элендил, предводитель Верных спасся из Нуменора со своими сыновьями на девяти кораблях, они увезли с собой семена дерева Нимлот и Семь Кристалов Ясновиденья (Палантиров) полученые родом Элендила от Эльдар. Приплыв в Средиземье они основали княжества Гондор и Арнор. С этими княжествами эльфы сохраняли тёплые отношения, однако теперь ко всем людям они относились с большим недоверием.
Отношение к гномам
На гномов эльфы, как правило, взирают несколько свысока, часто с презрением и неприязнью. Эти народы нередко открыто враждовали (истребление Ноэгит Нибин, разорение Дориата и убийство Тингола). Эльфы презирают гномов за алчность и упрямство. Гномы, в свою очередь, считают всех эльфов (за исключением нолдор) бездельниками и болтунами.
Вероятно в этом виновато и само происхождение этих народов. Эльфов принято считать Перворожденым народом, но согласно «Квента Сильмариллион» это не совсем так. Так должно было быть по замыслу Илуватара (Единого), но Ауле хотел побыстрее создать народ, который бы заселил Арду, и в тайне от Единго создал гномов, которые были подобны Ауле в своей любви к подзеным красотам, пещерам, рудам и камням. Однако Эру, узнав об этом прогневался на Ауле, за то что он пошёл против его воли, но пожалел гномов и повелел усыпить их до тех пор, пока не появятся эльфы. Таким образом гномы были первым народом, что пробудился в Арде.
Жизнь эльфов
Эльфы не стареют и не болеют. Умирают только в результате смертельного ранения или от невыносимой тоски. После смерти эльф, лишившись смертной оболочки (хроа), отправляется в Палаты Мандоса. Возвратиться оттуда в Средиземье он может, только получив новое тело.
Эльфы — искусные мастера. Гвайт-и-Мирдайн выковали Кольца власти, а Феанор создал Сильмариллы. Именно эльфы изобрели три алфавита Арды — Сарати, Тенгвар и Кирт. Они пробудили энтов и придумали летосчисление.
Судьба эльфов неразрывно связана с Ардой. После Конца мира они примут участие в сотворении новой Арды (Вторая музыка).
Самоназвание эльфов (на языке квенья) — «квэнди», «говорящие».
Феникс- В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (bnu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже ( II, 73) излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до начала нашей эры, упоминается чудесная птица феникс (по китайски " фэнхуан" . Китайский словарь I века "Толкование знаков"( "Шовэнь") так описывал птицу феникс: " Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв."
Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": " В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. на ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и" ("справедливость"), на спине- иероглиф "ли"("благовоспитанность"), на груди- "жэнь"("Совершенство"), на животе- "синь"("честность"). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир." (см. более подробно Китайский Феникс - Фенхуан)
Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.
Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются№означает, что счастье все приходит и не приходит.
Не надо, однако, путать китайского феникса с Фениксом европейским, известным по книгам древнегреческих авторов и средневековым трактатам, - это совсем другая птица. автор энциклопеди Александрова Анастасия
В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".
"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.
В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий.
Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом : 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе".
Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе "Откровения Варуха" На вопрос Варуха, "что это за птицы", ангел ответил: "Это хранительница мира... Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.
Есть описание Феникса а в старинном "Физиологе" :" Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Обитает же Феникс <...> около Солнечного города. Воздежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. <...> Бьет в урочный час колокол, и Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят |птицу| на прежнем месте в виде птенца, а еще через день- взрослою"...
Знали феникса и на Руси. В "Голубиной книге" говориться: Феникс-птица -"всем птицам мати". У нее "перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря гости приезжают - перья покупают и кроют или бархаты и атласы."
Так же Тертуллиан, св. Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводит Феникса как доказательство воскресения плоти. П плиний высмеивает врачей, которые прописывают снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса.
Шекспир в заключении "ГенрихаVIII" (V,5) написал следующие прекрасные строки о Фениксе:
Как девственица - Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Гоблины — низшие существа английской мифологии, напоминают людей, но меньше ростом[источник?], уродливые и злобные. В английском фольклоре часто выступают в роли злых шутников наподобие поздних скандинавских троллей. Гоблины очень быстрые и агрессивные. Голова напоминает лошадиную. Глаза у гоблинов жёлтого цвета, с вертикальным зрачком. Также у них длинные уши и клиновидные бороды. У этих существ зубы и когти, как у животных.
Оборотень-В русскоязычной традиции «оборотнем» без уточнения обычно называют вервольфа.
Вервольф (волкулак, ликантроп) — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик.
Кицунэ — оборотень-лисица.
Тануки — енотовидная собака.
Аниото — Люди-леопарды.
Превращение человека в животное — очень распространённый факт мифологии разных народов мира. Так в Слове о полку Игореве описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное тотема племени является показателем высшего слияния с духом предков. В Скандинавии верили что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков.
Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим не менее известным проявление тёмных сил — вампирами. Считается, что одним из способов убить вампира — укус оборотня. Раны нанесенные вампиру оборотнем не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры тоже оборотни. Так в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» — граф предстаёт в нескольких обличаях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая черная собака.
Оборотни бывают двух видов: те, что превращаются в зверей по своему желанию и те, кто болеют ликантропией (болезнью превращения в животных). Отличаются друг от друга они тем, что одни могут превращаться в животных в любое время дня и ночи не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние) и при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал когда был в зверином облике.
Вампи́ры (Упы́ри, Вурдала́ки) — мифологическая или фольклорная нежить, обычно ожившие человеческие трупы, которые питаются человеческой и/или животной кровью. Они так же являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточно-европейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.
Вампиризм — это способ жизни, основанный на отъёме крови у жертвы, обычно питье оной из человека/животного. В фольклоре и современной культуре термин главным образом отсылает к возможности получить сверхъестественные способности, выпивая человеческую кровь. Историческая практика вампиризма может рассматриваться как более специфичная и менее распространённая форма каннибализма. Употребление в пищу крови и/или плоти другого человека использовалось как тактика психологической войны, направленная на то чтобы вселить страх во врага, и могло использоваться, чтобы отразить различные духовные верования.
Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название). Однако, согласно Плинию Старшему (VIII, 21), на голове василиска не хохолок, а «белое пятно похожее на корону или диадему».
Василиски несколько раз упоминаются в Библии. В Средние века они считались вполне реально существующим животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того они способны убивать лишь одним своим взглядом (сравните: Медуза Горгона).
В романе Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» василиск представлен в виде гигантского змея, чей взгляд обращает человека в камень. Подробнее см. Василиск (Гарри Поттер).Содержание [убрать]
1 Среда обитания
2 Борьба с василисками
3 Яд василиска
4 Представления о происхождении василисков
5 Василиск и Библия
6 Близкие существа
7 Источники
8 См. также
Среда обитания
Считалось, что василиски обитают в безлюдных тёплых и сухих местах, преимущественно в пустынях. Считалось, что именно василиски способствуют возникновению пустынь. В месте, где поселился василиск, умирает всё: птицы и животные падают мёртвыми, растения чернеют и гниют, вода источников, в которых василиск утоляет свою жажду, становится отравленной.
Согласно Библии, василиски обитали в пустынях верхнего Египта и Палестины.
Борьба с василисками
Считалось, что из всех животных одна лишь ласка, пожевав листьев руты, не боится этого чудовища и может напасть на него спереди. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. Также существовало поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало (полагали, что василиска убивает его собственное отражение).
Яд василиска
Яд василиска был необычайно силён. Например, по рассказу Плиния Старшего, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьём, пал с коня мёртвым. Яд вошёл в его тело через древко копья! Более хитрый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом. Разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч.
Яйца василиска также ядовиты и причиняют смерть тому, кто съест их.
Представления о происхождении василисков
Существовало несколько теорий о происхождении василисков. Так, согласно римскому поэту Лукану, василиски, а также некоторые другие вымышленные существа аспид, амфисбена, аммодит произошли из крови убитой Медузы Горгоны.
В Средние века, наибольшее признание получили теория, что раз в сто лет чёрный семигодовалый петух может отложить в тёплый навоз яйцо (спорыш, спорышек, сносок). Если это яйцо высидит змея или жаба, то из него вылупится василиск. Также, полагали, что василиск может вылупиться из спорыша и в том случае, если его проносит шесть недель под мышкой девственница. Считалось, что вылупившийся василиск исполняет все её приказания: приносит ей золото, мстит за неё тем, на кого она зла и пр.
Василиск и Библия
Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С лёгкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты — латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи (цефа, или цифони) произвольно перевёл как «regulus» («василиск»). В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
Так, в Библии с василиском сравнивается смерть Ахаза для Филистимлян, чтобы они не радовались сему, так как, по слову пророка Исаии, из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис 14:29). Езекия действительно прогнал Филистимлян. Точно также высиживанию змеиных яиц уподобляются нечестивые дела Иудеев, которые принесут им большой вред. «Высиживают (они, то есть Иудеи) змеиные яйца и ткут паутину, говорит пророк Исаия; кто поест яиц их, умрёт, а если раздавит, выползет ехидна» (Ис 59:5).
Упоминается василиск и в книге пророка Иеремии, который с василисками сравнивает Халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных Иудеев за их нечестие (8:17): «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас…» (лат.: «…guiaecce ego mittam vobis setpentis regulos quibusnewestincantatidetmorifebuntvos…»).
В Псалме 90:13 говорится: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» — «Super aspidem et basiliscum calcabis conculabis eonem et draconem».
Близкие существа
Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с василиском имеют сербский петух «змей», русский «дворовик» (в виде змеи с петушиной головой).
В зоологии и ботанике термин «вампиризм» используется по отношению к пиявкам, омеле, летучим мышам-вампирам и другим организмам, которые питаются телесной жидкостью других существ. Термин так же используется и по отношению к вымышленным животным схожей природы, включая чупакабру.
Термин «вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифологическое магическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим силу, энергию или жизнь из жертв. Мифологические существа, которые действуют в схожей манере, часто рассматриваются как образец вампира, даже если они не наслаждаются кровью.Аналоги вампиров в древних культурах
Рассказы о мертвецах, проливающих кровь найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние.[6] Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu), упомянуты в ранней вавилонийской демонологии, и кровососущие акшары в даже более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорожденный младенцев и беременных женщин. Одна из этих демонов по имени Лилиту (Lilitu) позже была заимствована иудейской демонологией как Лилит.
В Индии рассказы о ветале, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были найдены в старом Санскритском фольклоре. Известная история рассказывает о Короле Викрамадитья (Vikramāditya) и его ночных поисках с целью поймать неуловимую веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах.
Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью.
Древняя египетская богиня Сехмет в одном из мифов стала полна жаждой крови после убийства людей и насыщалась только после того, как выпивала спиртной напиток цвета крови.
В «Одиссее» Гомера тени, которые Одиссей встречает в своем путешествии в подземный мир, приманиваются кровью принесенных в жертву баранов. Этот факт Одиссей использовал для своей выгоды призвав тень Тиресия.
В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.
Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить что в XII веке английские историки и летописцы Уолтер Мэп (Walter Map) и Виллиам Ньюбергский (William of Newburgh) записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточно-европейскими вампирами.
Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора (более подробно рассмотрено в следующем разделе), где вампирами были существа, убивающие людей выпивая их кровь, либо душа их. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить деревянный кол в его сердце или сжечь труп.
Не́жить (англ. undead) — в широком смысле, собирательное название для всех типов сверхъестественных существ, восставших из мёртвых после своей смерти. Нежить может быть бестелесная (как привидение) или телесная (как оживлённый труп). Нежить присутствует в мифологии множества народов, а также в фантастических произведениях, в особенности в жанрах фэнтези и фантастики ужасов.
Брэм Стокер впервые использовал термин «Нежить» в качестве первоначального названия для своего романа «Дракула». Также этот термин фигурирует в самом романе.
В славянской мифологии слово использовалось в следующих смыслах:
Нежить — все, что не живет человеком, что живет без души и без плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора и пр.
Нежить — особый разряд духов, не пришельцы с того мира, не мертвецы, не привидения: не мара или морока, и не чертовщина, не дьявол; только водяной образует какой-то переход к нечистой силе. Нежить не живет и не умирает. Есть поверье, что нежить — сверженное Архангелом Михаилом воинство сатанино. У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах.
О́рки (англ. Orcs) — вымышленная раса в фэнтези-произведениях. Орки имеют большое сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.
Впервые слово «орк» употреблено Джоном Толкином в его произведениях о Средиземье, и было синонимично «гоблину». Орки были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это была низкорослая темнокожая раса, боящаяся солнечного света.
В дальнейшем орки, как «злая» раса, стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их основе, зачастую как отдельная от гоблинов раса. Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в основном, из правил настольных игр D&D и WarHammer. Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов.
Традиционно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются различные негативные характеристики: кровожадность, воинственность, коварство и т. д. В большинстве случаев, опасность, исходящая от орков, заключалась в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении.
В последнее время как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» часто нарушается, и раса предстает в более полжительном свете. Например, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые можно играть; в играх серии The Elder Scrolls Morrowind и Oblivion орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других рас, за них также можно играть.